Гитара - одно из лучших творений человека за всю историю: мы в Ibanez обожаем любые гитары - от скромных акустических моделей до особенных подписных моделей наших артистов. Как начинающий гитарист, вы, впрочем, и сам знаете, что гитара - это великолепное творение: вы ведь не выбрали стать, например, барабанщиком? Что же делает гитару таким удивительным инструментом?
Гитарный мир стоит на терминах и определениях, которые описывают спецификации того или иного инструмента. Когда вы впервые пытаетесь разобраться во всем этом многообразии информации, вам ожидаемо может быть сложно. В чём разница между вклеенным грифом и болченым? Чем хамбакер отличается от сингла? Почему меня должно волновать, из какой породы дерева сделана моя гитара?
Эта статья создана специально для начинающих гитаристов, и поможет им разобраться в гитарных спецификациях: после прочтения статьи все эти странные слова в описании инструмента перестанут вызывать у вас немую панику!
Типы корпуса электрогитар
Вся магия начинается с корпуса гитары. Электрогитары, как и акустики, могут обладать различными типами и формами корпуса. Большинство корпусов электрогитар изготавливают из плоского куска древесины: корпус топовых моделей чаще всего делают из одного цельного куска, в то время как для производства корпусов более бюджетных моделей используется две или три части, которые склеивают вместе.
Пожалуй, самый типичные представители корпуса электрогитар - страты и суперстраты - например, наши серии AZES или RG. Такие корпусы обладают практически плоской верхней и нижней частями. Ещё один популярный вид корпуса электрогитары - корпус с немного изогнутым топом - как на наших сериях RGA.
В обоих случаях возможно использования отдельного слоя в качестве топа: тонкая панель из древесины другой породы приклеивается на кусок древесины, служащий основной частью корпуса - часто это экзотические породы дерева вроде огненного клёна или тополя. Чуть позже, когда мы дойдём до разбора свойств тех или иных пород древесины, вы узнаете, что разные породы дерева по-разному влияют на звук. Однако не стоит забывать и про визуальную составляющую инструмента: полупрозрачное покрытие на топе из огненного клёна смотрится неизменно выигрышно.
Типы корпуса акустических гитар
Как и в случае с электрогитарами, качество сборки акустики играет ключевую роль в звучании инструмента. Корпус акустической гитары состоит из нескольких частей: верхняя дека, нижняя дека и обечайка могут быть выполнены из одной и той же породы дерева, либо из разных - как правило, другое дерево используется в качестве материала топа. Для изготовления бюджетных моделей используется ламинированное дерево, в то время как для производства более топовых моделей, как правило, берут массив древесины.
Внутри корпуса акустической гитары располагаются пружины жесткости. Они представляют собой небольшие брусочки древесины, приклеенные с обратной стороны корпуса, играя при этом очень большую роль в формировании звучания гитары. Гитарные гуру часто ведут споры о том, какая схема крепления пружин - лучше, однако если вы - начинающий гитарист, такие тонкости не должны вас заботить.
Среди основных типов корпуса акустических гитар можно выделить следующие:
Дредноут: этот тип корпуса обладает невероятной проекцией звука и мощными низами. Дредноут - самая популярная форма акустической гитары на протяжении последних десятилетий.
Фолк: меньший по размеру корпус, который обладает более узкой талией. Фолк звучит не так мощно и раскатисто, как дредноут, однако играть на нём для множества музыкантов намного комфортнее, нежели на огромном дредноуте.
Джамбо: самые большие акустические гитары - в отличие от дредноута обладают более скругленными формами, поэтому звучат так же громко, но имеют немного другой звуковой профиль.
Гитары, упомянутые выше - это акустические гитары с металлическими струнами. Будучи новичком, вам также стоит рассмотреть классические гитары: они обладают небольшим корпусом, вроде фолка, и широким плоским грифом. На них устанавливают нейлоновые струны, которые намного мягче металлических - это может быть важно для не привыкших подушечек пальцев. Классические гитары обладают тёплым и мягким звучанием, которое нравится многим гитаристам.
Полуакустические гитары
Полуакустические гитары по своей конструкции схожи с акустиками, но у них также есть звукосниматели - как на электрогитарах. Первыми электрогитарами, впрочем, и были полуакустики: музыканты, игравшие на обычных акустиках, дорвались до экспериментов со звукоснимателями.
Сегодня на рынке можно встретить множество элегантных моделей полуакустических гитар, прекрасно подходящих для игры в стилях вроде джаза, кантри, блюз или рокабилли. Ibanez - не исключение: в ассортименте наших гитар вы сможете найти несколько линеек полуакустических гитар - на любой вкус и бюджет.
Помимо полностью полых полуакустических гитар существуют также полуакустики с полуполым корпусом: в центре корпуса располагается цельный деревянный блок.
Породы древесины
Мы разобрали, как делают гитары, настало время обсудить - из чего их делают. Породы древесины, которые используются в гитарном производстве - это бесконечная тема для обсуждения в гитарном сообществе. Некоторые даже считают, что они никак не влияют на звучание инструмента, но мы уверены в том, что различные породы древесины придают звучанию гитары различный окрас, и в целом - что та или иная порода дерева задаёт характер звучания гитары.
Приведём несколько самых часто используемых сортов дерева с краткими характеристиками из звучания:
Ольха: искрящееся звучание с богатыми средними частотами. Часто используется для производства электрогитар форм стратокастер и телекастер.
Махагони: глубокое, насыщенное звучание. Часто используется в качестве материала корпуса и грифа электрогитар, а также - в качестве матераала корпуса акустических гитар.
Клён: прозрачное яркое звучание с сильными верхами. Чаще всего используется в производстве топов акустических гитар, а также - для изготовления грифов и накладок.
Палисандр: тёплое мягкое звучание с отчётливыми серединами и низами. Чаще всего используется в качестве материала корпуса акустических гитар, а также - в производстве накладок и бриждей.
Липа: “мясистое” тёмное звучание. Очень популярный выбор в качестве материала корпуса для электрогитар.
Ель: Искрящееся звучание с хорошей серединой и верхами. Самый популярный выбор в качестве материала топа акустических гитар.
Чёрное дерево: яркое сфокусированное звучание. Часто используется в качестве материала для производства накладок на электрогитарах.
Гитарные грифы
Следом за корпусом самой важной частью гитары считается гриф - ведь гриф - именно то место, где ваши мысли передаются инструменту. Будь вы профессиональным гонщиком, вы бы хотели коробку передач, которой легко и интуитивно управлять. Будь вы профессиональным велосипедистом - вы бы хотели велосипед, который бы был вам настолько комфортен, чтобы каждое ваше усилие трансформировалось в скорость. Ровно такая же история с гитарой: любой музыкант ищет гриф, который по ощущениям будет ему максимально комфортен. Не существует “лучшего профиля грифа”, ведь для каждого он свой.
Если вы - новичок, вам есть, о чём подумать, но главное, что вам нужно понять - на рынке есть множество вариантов, из которых можно выбирать. Некоторые профили - толще и шире. Некоторые - уже и тоньше. Важно попробовать несколько вариантов, чтобы составить представление и сделать для себя вывод - какой профиль комфортнее лежит конкретно в вашей руке.
Что касается крепления грифа к корпусу, существует несколько основных вариантов:
Болченый гриф: как можно понять из названия, гриф крепиться к корпусу при помощи нескольких болтов;
Вклеенный гриф: гриф также крепится к корпусу, но вместо болтов используют клей. Вклеенные грифы отличаются отличным сустейном.
Сквозной гриф: кусок дерева, из которого состоит гриф, продолжается на всю длину корпуса, а к нему по обе стороны прикрепляются два куска древесины, которые формируют корпус гитары. Гитары со сквозными грифами отличаются наилучшим сустейном.
Помимо классических вариантов, в гриф гитары, как правило, устанавливают анкерный стержень - металлический прут во всю длину грифа, благодаря которому можно регулировать прогиб грифа для достижения максимально комфортной позиции.
Накладка на гриф
Накладка на гриф - полоса древесины, которая клеится поверх грифа, там, где вы прижимаете струны. В некоторых случаях накладка может быть непосредственной частью грифа.
Сами лады представляют собой металлические брусочки, которые разделяют гриф на части. Когда вы прижимаете струну к ладу - вы сокращаете длину её рабочей поверхности и изменяете звучание струны.
Сами металлические лады бывают различных размеров - самые популярные - так называемые джамбо - широкие.
Длина мензуры - ещё один важный фактор. Если говорить простыми словами, длина мензуры - это расстояние между верхним и нижнем порожками. Длина мензуры влияет как на звучание, так и на ощущения во время игры. Чем короче мензура, тем мягче и теплее звучит гитара.
Гитарные звукосниматели
Ниже приведены основные типы гитарных звукоснимателей и их характеристики:
Сингл: тонкие звукосниматели, которые часто можно увидеть на моделях типа стратокастера. Они обладают ярким звучанием, и отлично подходят для игры в стилях кантри, блюз или рок.
Хамбакер: прямоугольные звукосниматели, которые вы можете найти на большинстве современных электрогитар. Изначально они были созданы как альтернатива синглам, в чьём звучании встречалось слишком много призвуков и шума. Хамбакеры характеризуются “жирным” мощным звучанием, которое в первую очередь подойдёт для игры в тяжёлых стилях и жанрах.
Бриджи
Гитарные струны имеют две основные точки контакта с инструментом: верхний и нижний порожки. Верхний порожек располагается на грифе около головы гитары - его делают из различных материалов - от пластика до кости.
Бридж располагается на другом концы струны - на гитарном корпусе. Существует несколько различных видов бриджей: на акустических гитарах это чаще всего деревянная планка, к которой крепятся струны. Что касается электрогитары - здесь возможны варианты.
Хардтейл: собирательное название для фиксированного бриджа (не тремоло);
Тремоло: особая конструкция бриджа, которую можно двигать вперед-назад, изменяя при этом высоту струны;
Струны сквозь корпус: это, скорее, относится к конструкции корпусе, нежели к бриджу: струны проходят через корпус инструмента и фиксируются на задней поверхности гитары.
Начинающие гитары часто сталкиваются с извечным вопросом: каким должна быть...
Бюджетная гитара или инструмент среднего ценового сегмента? Что из этого лу...
Вы смотрите видео, на котором Скотт показывает, как играть Bloodbath на сво...
“Мы сделали всё для того, чтобы максимально раскрыть потенциал акустического...
«Всё, что мы ранее записывали, звучало так, как будто в материале не было н...
Комментариев нет. Станьте первым, кто оставит комментарий!