• Главная
  • Новости
  • Путеводитель по гитарным спецификациям для начинающих: базовые термины и определения

Путеводитель по гитарным спецификациям для начинающих: базовые термины и определения

22.06.2022
7 мин.
945
Путеводитель по гитарным спецификациям для начинающих: базовые термины и определения

Гитара - одно из лучших творений человека за всю историю: мы в Ibanez обожаем любые гитары - от скромных акустических моделей до особенных подписных моделей наших артистов. Как начинающий гитарист, вы, впрочем, и сам знаете, что гитара - это великолепное творение: вы ведь не выбрали стать, например, барабанщиком? Что же делает гитару таким удивительным инструментом?

Гитарный мир стоит на терминах и определениях, которые описывают спецификации того или иного инструмента. Когда вы впервые пытаетесь разобраться во всем этом многообразии информации, вам ожидаемо может быть сложно. В чём разница между вклеенным грифом и болченым? Чем хамбакер отличается от сингла? Почему меня должно волновать, из какой породы дерева сделана моя гитара?

Эта статья создана специально для начинающих гитаристов, и поможет им разобраться в гитарных спецификациях: после прочтения статьи все эти странные слова в описании инструмента перестанут вызывать у вас немую панику!


Типы корпуса электрогитар

Вся магия начинается с корпуса гитары. Электрогитары, как и акустики, могут обладать различными типами и формами корпуса. Большинство корпусов электрогитар изготавливают из плоского куска древесины: корпус топовых моделей чаще всего делают из одного цельного куска, в то время как для производства корпусов более бюджетных моделей используется две или три части, которые склеивают вместе.

Пожалуй, самый типичные представители корпуса электрогитар - страты и суперстраты - например, наши серии AZES или RG. Такие корпусы обладают практически плоской верхней и нижней частями. Ещё один популярный вид корпуса электрогитары - корпус с немного изогнутым топом - как на наших сериях RGA.

В обоих случаях возможно использования отдельного слоя в качестве топа: тонкая панель из древесины другой породы приклеивается на кусок древесины, служащий основной частью корпуса - часто это экзотические породы дерева вроде огненного клёна или тополя. Чуть позже, когда мы дойдём до разбора свойств тех или иных пород древесины, вы узнаете, что разные породы дерева по-разному влияют на звук. Однако не стоит забывать и про визуальную составляющую инструмента: полупрозрачное покрытие на топе из огненного клёна смотрится неизменно выигрышно. 


Типы корпуса акустических гитар

Как и в случае с электрогитарами, качество сборки акустики играет ключевую роль в звучании инструмента. Корпус акустической гитары состоит из нескольких частей: верхняя дека, нижняя дека и обечайка могут быть выполнены из одной и той же породы дерева, либо из разных - как правило, другое дерево используется в качестве материала топа. Для изготовления бюджетных моделей используется ламинированное дерево, в то время как для производства более топовых моделей, как правило, берут массив древесины.

Внутри корпуса акустической гитары располагаются пружины жесткости. Они представляют собой небольшие брусочки древесины, приклеенные с обратной стороны корпуса, играя при этом очень большую роль в формировании звучания гитары. Гитарные гуру часто ведут споры о том, какая схема крепления пружин - лучше, однако если вы - начинающий гитарист, такие тонкости не должны вас заботить. 

Среди основных типов корпуса акустических гитар можно выделить следующие:

Дредноут: этот тип корпуса обладает невероятной проекцией звука и мощными низами. Дредноут - самая популярная форма акустической гитары на протяжении последних десятилетий. 

Фолк: меньший по размеру корпус, который обладает более узкой талией. Фолк звучит не так мощно и раскатисто, как дредноут, однако играть на нём для множества музыкантов намного комфортнее, нежели на огромном дредноуте.

Джамбо: самые большие акустические гитары - в отличие от дредноута обладают более скругленными формами, поэтому звучат так же громко, но имеют немного другой звуковой профиль.

Гитары, упомянутые выше - это акустические гитары с металлическими струнами. Будучи новичком, вам также стоит рассмотреть классические гитары: они обладают небольшим корпусом, вроде фолка, и широким плоским грифом. На них устанавливают нейлоновые струны, которые намного мягче металлических - это может быть важно для не привыкших подушечек пальцев. Классические гитары обладают тёплым и мягким звучанием, которое нравится многим гитаристам. 


Полуакустические гитары

Полуакустические гитары по своей конструкции схожи с акустиками, но у них также есть звукосниматели - как на электрогитарах. Первыми электрогитарами, впрочем, и были полуакустики: музыканты, игравшие на обычных акустиках, дорвались до экспериментов со звукоснимателями.

Сегодня на рынке можно встретить множество элегантных моделей полуакустических гитар, прекрасно подходящих для игры в стилях вроде джаза, кантри, блюз или рокабилли. Ibanez - не исключение: в ассортименте наших гитар вы сможете найти несколько линеек полуакустических гитар - на любой вкус и бюджет.

Помимо полностью полых полуакустических гитар существуют также полуакустики с полуполым корпусом: в центре корпуса располагается цельный деревянный блок.


Породы древесины

Мы разобрали, как делают гитары, настало время обсудить - из чего их делают. Породы древесины, которые используются в гитарном производстве - это бесконечная тема для обсуждения в гитарном сообществе. Некоторые даже считают, что они никак не влияют на звучание инструмента, но мы уверены в том, что различные породы древесины придают звучанию гитары различный окрас, и в целом - что та или иная порода дерева задаёт характер звучания гитары.  

Приведём несколько самых часто используемых сортов дерева с краткими характеристиками из звучания:

Ольха: искрящееся звучание с богатыми средними частотами. Часто используется для производства электрогитар форм стратокастер и телекастер.

Махагони: глубокое, насыщенное звучание. Часто используется в качестве материала корпуса и грифа электрогитар, а также - в качестве матераала корпуса акустических гитар.

Клён: прозрачное яркое звучание с сильными верхами. Чаще всего используется в производстве топов акустических гитар, а также - для изготовления грифов и накладок.

Палисандр: тёплое мягкое звучание с отчётливыми серединами и низами. Чаще всего используется в качестве материала корпуса акустических гитар, а также - в производстве накладок и бриждей. 

Липа: “мясистое” тёмное звучание. Очень популярный выбор в качестве материала корпуса для электрогитар. 

Ель: Искрящееся звучание с хорошей серединой и верхами. Самый популярный выбор в качестве материала топа акустических гитар.

Чёрное дерево: яркое сфокусированное звучание. Часто используется в качестве материала для производства накладок на электрогитарах. 


Гитарные грифы

Следом за корпусом самой важной частью гитары считается гриф - ведь гриф - именно то место, где ваши мысли передаются инструменту. Будь вы профессиональным гонщиком, вы бы хотели коробку передач, которой легко и интуитивно управлять. Будь вы профессиональным велосипедистом - вы бы хотели велосипед, который бы был вам настолько комфортен, чтобы каждое ваше усилие трансформировалось в скорость. Ровно такая же история с гитарой: любой музыкант ищет гриф, который по ощущениям будет ему максимально комфортен. Не существует “лучшего профиля грифа”, ведь для каждого он свой. 

Если вы - новичок, вам есть, о чём подумать, но главное, что вам нужно понять - на рынке есть множество вариантов, из которых можно выбирать. Некоторые профили - толще и шире. Некоторые - уже и тоньше. Важно попробовать несколько вариантов, чтобы составить представление и сделать для себя вывод - какой профиль комфортнее лежит конкретно в вашей руке.

Что касается крепления грифа к корпусу, существует несколько основных вариантов:

Болченый гриф: как можно понять из названия, гриф крепиться к корпусу при помощи нескольких болтов;

Вклеенный гриф: гриф также крепится к корпусу, но вместо болтов используют клей. Вклеенные грифы отличаются отличным сустейном.

Сквозной гриф: кусок дерева, из которого состоит гриф, продолжается на всю длину корпуса, а к нему по обе стороны прикрепляются два куска древесины, которые формируют корпус гитары. Гитары со сквозными грифами отличаются наилучшим сустейном.

Помимо классических вариантов, в гриф гитары, как правило, устанавливают анкерный стержень - металлический прут во всю длину грифа, благодаря которому можно регулировать прогиб грифа для достижения максимально комфортной позиции.


Накладка на гриф

Накладка на гриф - полоса древесины, которая клеится поверх грифа, там, где вы прижимаете струны. В некоторых случаях накладка может быть непосредственной частью грифа. 

Сами лады представляют собой металлические брусочки, которые разделяют гриф на части. Когда вы прижимаете струну к ладу - вы сокращаете длину её рабочей поверхности и изменяете звучание струны.

Сами металлические лады бывают различных размеров - самые популярные - так называемые джамбо - широкие.

Длина мензуры - ещё один важный фактор. Если говорить простыми словами, длина мензуры - это расстояние между верхним и нижнем порожками. Длина мензуры влияет как на звучание, так и на ощущения во время игры. Чем короче мензура, тем мягче и теплее звучит гитара. 


Гитарные звукосниматели

Ниже приведены основные типы гитарных звукоснимателей и их характеристики:

Сингл: тонкие звукосниматели, которые часто можно увидеть на моделях типа стратокастера. Они обладают ярким звучанием,  и отлично подходят для игры в стилях кантри, блюз или рок.

Хамбакер: прямоугольные звукосниматели, которые вы можете найти на большинстве современных электрогитар. Изначально они были созданы как альтернатива синглам, в чьём звучании встречалось слишком много призвуков и шума. Хамбакеры характеризуются “жирным” мощным звучанием, которое в первую очередь подойдёт для игры в тяжёлых стилях и жанрах.


Бриджи

Гитарные струны имеют две основные точки контакта с инструментом: верхний и нижний порожки. Верхний порожек располагается на грифе около головы гитары - его делают из различных материалов - от пластика до кости. 

Бридж располагается на другом концы струны - на гитарном корпусе. Существует несколько различных видов бриджей: на акустических гитарах это чаще всего деревянная планка, к которой крепятся струны. Что касается электрогитары - здесь возможны варианты.

Хардтейл: собирательное название для фиксированного бриджа (не тремоло);

Тремоло: особая конструкция бриджа, которую можно двигать вперед-назад, изменяя при этом высоту струны;

Струны сквозь корпус: это, скорее, относится к конструкции корпусе, нежели к бриджу: струны проходят через корпус инструмента и фиксируются на задней поверхности гитары. 
К списку новостей Следующая новость
Комментарии

Комментариев нет. Станьте первым, кто оставит комментарий!

Написать комментарий
"Музыкальный Сервис-Центр" (Обслуживание и ремонт музыкальных инструментов, гитар, звукового, студийного, светового, Hi-FI и Hi-End оборудования)
Москва, ул. Гурьянова, 30
+7(499) 705-0606 info@7050606.com
ООО "Сервико" (Медиасервис) (ремонт звукового, светового и студийного оборудования)
г. Москва, Малый Казенный переулок, 8
+7 (495) 917-73-03
АСЦ "Ремикс"
Барнаул, пр-т. Комсомольский, д. 111
(3852) 24-06-03 (3852) 24-03-35 remiks@alt.ru
ОАО "ВТТЦ Орбита-сервис"
Воронеж, ул. Донбасская, 1
(473)2355830 orbita@intercon.ru
ООО "Сервис"
Екатеринбург, ул.Артинская, 16
(343) 216-96-32 msc.ekb@mail.ru
ИП Семакин
г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д.88, оф.8
8 987 404-66-69 muzservicekzn@yandex.ru
ООО "Сервисный центр Мастеръ"
г. Кемерово, пр. Ленина, 82
657-903 scmaster42@mail.ru
"А-сервис"
г. Краснодар, ул. Калинина, 83
8(861) 220-3544, 8(988) 389-6858 a23-service@yandex.ru
Сервисный центр "Panasonic"
Красноярск, ул.А.Гладкова, д.4
+7 391 233 14 50 service@ekta.ru
"Центр сотовой связи"
Нижний Новгород, пл.Горького, 6
+7 (831) 220-1111 service@ccc.nnov.ru
"Мастер-Сервис"
Новосибирск, ул. Кошурникова, 8
(383) 381-70-17, +7-913-909-6111 artmaster-nsk@mail.ru
АСЦ "Евросервис"
Пермь, ул. Крисанова, 29 ул.А.Барбюса, 60
8 (342) 2-363-033, 8 (342) 2-383-380, 8 (342) 2-361-394 servisperm@mail.ru
"НетЗвука"
Санкт-Петербург, Цимлянская ул., 6
(812) 938-44-45, 938-44-46 info@netzvuka.ru
АСЦ "Омега-Сервис"
Самара, ул. Тухачевского, д. 90, оф.1
(846) 247-70-80, 247-71-33
ИП Веретельников В.Ю.
Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького 11
+7 978 899 89 55 veretelnikov@mail.ru
СЦ Диапазон
Тольятти, ул. 70 лет Октября, д.54А
+7(8482)62-04-02
ООО «ПРОремонт Уфа»
г. Уфа, проспект Салавата Юлаева, 59
(347) 228-17-10, 228-67-10, 228-17-01