Как записывать электрогитару: 22 практических совета

Как записывать электрогитару: 22 практических совета

1. Основное звучание

Электрогитара - инструмент, обладающий достаточно широким диапазоном звучания: от идеально чистого тона до плотного дисторшна. На финальный результат записи влияет множество факторов, например - тип гитары и усилителя или используемые эффекты. Также - выбор микрофонов и техники записи, как и ваш собственный стиль игры: можно поэкспериментировать с игрой пальцами и медиаторами различной толщины, чтобы получить наиболее подходящее вам звучание. Некоторые гитаристы, такие как Брайан Мэй и Билли Гиббонс играли на записях монеткой, извлекая таким образом интересные гармонические обертоны.   


2. Выбор гитары 

Как уже было сказано, комбинация гитары, усилителя, эффектов и техники игры в совокупности оказывают большое влияние на общее звучание, однако выбор подходящего инструмента для записи - первостепенная задача. Не просто так на множестве записей различные группы и музыканты использовали гитары типа стратокастер, телекастер или Les Paul: они зарекомендовали себя в качестве универсальных инструментов, с которыми легко работать.Там не менее, в творчестве всегда есть место экспериментам, особенно, если вы играете в каком-либо специфическом стиле. Мы рекомендуем выбрать несколько инструментов и протестировать каждый из них в “полевых” условиях, чтобы понять, звучание какого из инструментов лучше всего подходит для ваших целей.     


3. Типы усилителей

Усилитель, который вы выберете, также будет иметь большое влияние на итоговое звучание вашей записи. Большинство музыкантов до сих пор отдают предпочтение ламповым усилителям, однако они могут оказаться недостаточно практичными, если мы говорим о домашней записи. С другой стороны, в настоящее время существует множество прекрасных программ и устройств для моделирования звучания практически любого усилителя: в результате звучание практически не отличить от оригинала. Среди самых популярных можно выделить Kemper Profiling Amp или Fractal Audio Axe-Fx. 


4. Размер усилителя 

Размер и мощность усилителя, как и размер и тип динамика в кабинете будут иметь значительное влияние на характер записанного звука. Очевидно, что большой стек и небольшой комбоусилитель будут звучать совершенно по-разному. Многие звукоинженеры считают, что часто небольшой комбоусилитель малой мощности может звучать намного интереснее своих огромных собратьев. Даже бюджетные транзисторные усилители могут звучать хорошо при правильных настройках, поэтому мы советуем попробовать несколько вариантов.        


5. Слушайте

Прежде чем принимать решение, каким образом “снимать” звук усилителя, послушайте общее звучание в комнате записи. Если вы записываете гитар в качестве одного из инструментов ритм-трека в той же самой комнате, что и барабаны, и другие инструменты - единственным вариантом скорее всего будет использовать технику близкой постановки микрофона, если только вы не хотите получить в гитарной дорожке остальные инструменты в придачу. Изолированная запись гитары открывает более широкие горизонты для экспериментов с расположением микрофонов: попробуйте разные позиции, чтобы найти оптимальное соотношение верхов и низов. Но не ставьте микрофон слишком далеко, так как в этом случае вы рискуете получить ненужный вам эффект эха.   


6. Базовая подзвучка

Многие звукоинженеры в состоянии снять одним микрофоном полноценное звучание электрогитары, с которым они работают дальше. Динамические микрофоны вроде Shure SM57 идеальны для записи громких звуков, в то время как для более детального звучания, такого, каким слышит его непосредственно ваше ухо в помещении, лучше подойдут конденсаторные или ленточные микрофоны. Направив микрофон непосредственно в середину динамика вы получите яркое звучание, соответственно, по мере удаления микрофона от центра, звучание будет становиться более мягким. Для начала можно расположить микрофон по центру динамика на расстоянии 2”-6”, и затем попробовать несколько других положений. 


7. Использование нескольких микрофонов

Использование дополнительных микрофонов может помочь сделать звучание богаче и атмосфернее. Если для записи вы используете усилитель с открытой задней частью, можно достичь крутых результатов, установив второй микрофон с обратной стороны усилителя. Ещё один распространенный приём - использование двух микрофонов, направленных на динамик: один - в середину динамика, а другой - ближе к краю: таким образом звучание будет более объёмным.  


8. Использование нескольких усилителей

Ещё один способ получить более полное, богатое звучание - разделить сигнал, идущий из гитары - это можно сделать при помощи стомпбокса со стерео-выходами - и вывести его через два (или больше) усилителя. Таким образом можно поэкспериментировать со звучанием, пока вам не удастся найти именно то, которое удовлетворит вашим запросам. Каждый усилитель также можно подзвучить несколькими микрофонами, для каждого усилителя можно применить отдельные эффекты… простор для экспериментом по-истине безграничный!  


9. DI box

По традиции большинство профессиональных звукоинженеров предпочитают записывать электрогитару при помощи усилителя и микрофона, а не использовать DI box, хотя такая возможность и существует. Существует однако достаточно много практических соображений для разделения гитарного сигнала и использования DI box в связке с усилителем. Если впоследствии вы обнаружите, что записанное звучание усилителя не вяжется с общим миксом, или вам не понравится наличие какого-либо эффекта, можно будет легко получить чистое гитарное звучание.    


10. Расположение усилителя

Небольшие усилители лучше располагать на стойке, а не на полу, так как отражения от пола могут сделать звучание немного мутным. Если нет стойки, можно использовать стул или что-то подобное. По той же причине, используя большие стеки или комбоусилители с несколькими динамиками, лучше попробовать направить микрофон к динамику, который находится выше всего от пола. Расположение усилителя непосредственно у стены сделает звучание низких частот более выраженным. Если вы хотите получить мягкое звучание, направьте динамик усилителя в угол и установите микрофон позади него.     


11. Расположение музыканта 

Во многих студиях сам музыкант может находиться и играть в помещении со звукоинженером, в то время как усилитель и микрофоны располагаются в комнате за стеклом. Это может быть достаточно непривычно, но таким образом вы сможете более чётко отслеживать звучание вашего инструмента в общем миксе при помощи студийных мониторов. Некоторые музыканты принципиально предпочитают находиться в том же помещении, что и всё оборудование, чтобы чувствовать единение с музыкой. Разделение музыканта с гитарой и оборудования также может минимизировать фидбэк, но, с другой стороны, если этот эффект вписывается в вашу концепцию - стоит записываться в одной комнате с усилителем. 


12. Подзвучивание струн

Для того, чтобы лучше подзвучить натуральное акустическое звучание гитары, стоит установить отдельный микрофон, направленный на струны инструмента. В миксе со звуком с усилителя можно получить звучание с характерными перкуссионными отзвуками. В таком случае гитару и усилитель требуется изолировать друг от друга. Такая техника позволит получить чёткое звучание с ярко выраженной атакой. В качестве микрофона для подзвучки струн мы рекомендуем использовать небольшой конденсаторный микрофон.    


13. Шум

Прежде чем начать запись, убедитесь, что всё ваше оборудование находится в исправном состоянии, не трещит и не шумит. Если возникли проблемы, их можно предотвратить при помощи шумовых фильтров, например - гейта. Их лучше использовать перед наложением пост-записевых эффектов - компрессии и реверба. 

  

14. Струны и кабели

Не менее важно помимо того, чтобы проверить работоспособность гитары, усилителя и эффектов, проверить состояние кабелей (неисчислимое количество раз кабель, который прекрасно работал вчера, выходил из строя прямо перед записью). Мы рекомендуем всегда брать с собой про запас несколько штук. То же самое и со струнами: драгоценное время записи может быть растрачено впустую только из-за того, что у вас порвалась струна, а ни у кого в студии нет запасного комплекта. Некоторые звукоинженеры настаивают на том, чтобы вы использовали на записи новые струны, но это не обязательно, если вы предпочитаете тёплое звучание разыгранного набора. Особенно это касается басовых струн, которые “из коробки” могут давать нежелаемые призвуки.     


15. Позиции звукоснимателей

Многие гитаристы, на чьих инструментах установлено больше одного звукоснимателя, в основном играют на бриджевом. Использование различные комбинации звукоснимателей поможет сделать звучание более насыщенным, а также облегчит работу звукорежиссера на стадии сведения: как в ситуации с многослойным тортом - если вы сделаете один из “слоев” слишком плотным, это может испортить весь продукт.     


16. Активные звукосниматели

В случае с активными звукоснимателями используется отдельный усилитель сигнала, прежде чем тот посылается в усилитель. Такой усилитель чаще всего работает от батарейки 9V. Преимущество активных звукоснимателей состоит в том, что они обладают более мощным выходом по сравнению с пассивными, и лучшим шумоподавлением.  


17. Гитарный эквалайзер 

Хотя электрогитара обладает очень широким диапазоном звучания, чаще всего оно характеризуется выраженными средними частотами с преобладаем в той или иной степени низов или верхов. Получить желаемое звучание можно при помощи ручек управления как гитары, так и усилителя. Если вам требуется резковатое динамичное звучание, попробуйте установить средне-верхние частоты в диапазон 2.5 кГц - 5 кГц. Для тёплого и мягкого звучания можно добавить 250 Гц.    


18. Фильтры 

Отличный способ разрядить пространство в финальном миксе - использовать высоко- и низкочастотные фильтры для того, чтобы обрезать звуки, вырывающиеся из гармоничного хода записи. Говоря в целом, мы рекомендуем срезать всё, что находится в диапазоне ниже 80 Гц, хотя в зависимости от желания музыканта фильтр может быть установлен и выше. Вырезание слишком высоких частот поможет убрать из общего микса “режущие ухо” элементы.         


19. Мультитрековая запись

Часто можно встретить мультитрековую запись гитар: когда гитара записана в неболько дорожек, проигрываемых одновременно, но иногда это слишком сильно засоряет финальный микс. В качестве ещё одного подхода для получения хорошо детализированного звучания рассматривают различные комбинации гитар, усилителей и эффектов. Можно разнести разные гитарные партии по разным частям стерео спектра, чтобы создать “пространство” для каждой из них, а для гармоничного микса использовать эквалайзер. Попробуйте урезать определенные частоты в одной дорожке и усилить их же - в другой.    


20. Компрессия

Компрессия часто применяется при записи электрогитар для того, чтобы подчеркнуть натуральный сустейн гитары и общий динамический диапазон. Партии соло-гитары чаще всего звучат лучше с применением компрессии, в то время как большое количество этого эффекта на римт-партии с овердрайвом может быть вообще незаметно, так как дисторшн там по себе обладает эффектами компрессии. Впрочем, компрессия - достаточно спорная тема, когда дело касается электрогитары, поэтому мы советуем вам сравнить результаты “до” и “после” и самому сделать выводу.      


21. Double tracking

Для того, чтобы получить более “жирное” звучание ритм гитары, наложите одну и ту же партию друг на друга несколько раз. В качестве альтернативы можно воспользоваться эффектом Artificial Double Tracking. 


22. Эффекты

Приходя в студию, некоторые гитаристы спрашивают, нужно ли им использовать эффекты, которые они обычно используют, или их добавят позже. Конечно, оба варианта возможным. С другой стороны, если вы привыкли играть те или иные вещи исключительно с эффектами, вам может быть сложно воспроизвести то же самое без них. Если вы сомневаетесь, разделите сигнал, чтобы у звукоинженера всегда была возможность отредактировать эффекты в процессе сведения.      


К списку новостей Следующая новость
"Музыкальный Сервис-Центр" (Обслуживание и ремонт музыкальных инструментов, гитар, звукового, студийного, светового, Hi-FI и Hi-End оборудования)
Москва, ул. Гурьянова, 30
+7(499) 705-0606 info@7050606.com
ООО "Сервико" (Медиасервис) (ремонт звукового, светового и студийного оборудования)
г. Москва, Малый Казенный переулок, 8
+7 (495) 917-73-03
АСЦ "Ремикс"
Барнаул, пр-т. Комсомольский, д. 111
(3852) 24-06-03 (3852) 24-03-35 remiks@alt.ru
ОАО "ВТТЦ Орбита-сервис"
Воронеж, ул. Донбасская, 1
(473)2355830 orbita@intercon.ru
ООО "Сервис"
Екатеринбург, ул.Артинская, 16
(343) 216-96-32 msc.ekb@mail.ru
ИП Семакин
г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д.88, оф.8
8 987 404-66-69 muzservicekzn@yandex.ru
ООО "Сервисный центр Мастеръ"
г. Кемерово, пр. Ленина, 82
657-903 scmaster42@mail.ru
"А-сервис"
г. Краснодар, ул. Калинина, 83
8(861) 220-3544, 8(988) 389-6858 a23-service@yandex.ru
Сервисный центр "Panasonic"
Красноярск, ул.А.Гладкова, д.4
+7 391 233 14 50 service@ekta.ru
"Центр сотовой связи"
Нижний Новгород, пл.Горького, 6
+7 (831) 220-1111 service@ccc.nnov.ru
"Мастер-Сервис"
Новосибирск, ул. Кошурникова, 8
(383) 381-70-17, +7-913-909-6111 artmaster-nsk@mail.ru
АСЦ "Евросервис"
Пермь, ул. Крисанова, 29 ул.А.Барбюса, 60
8 (342) 2-363-033, 8 (342) 2-383-380, 8 (342) 2-361-394 servisperm@mail.ru
"НетЗвука"
Санкт-Петербург, Цимлянская ул., 6
(812) 938-44-45, 938-44-46 info@netzvuka.ru
АСЦ "Омега-Сервис"
Самара, ул. Тухачевского, д. 90, оф.1
(846) 247-70-80, 247-71-33
ИП Веретельников В.Ю.
Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького 11
+7 978 899 89 55 veretelnikov@mail.ru
СЦ Диапазон
Тольятти, ул. 70 лет Октября, д.54А
+7(8482)62-04-02
ООО «ПРОремонт Уфа»
г. Уфа, проспект Салавата Юлаева, 59
(347) 228-17-10, 228-67-10, 228-17-01