Краткая история безладовой бас-гитары

01.10.2021
6 мин.
1750
Краткая история безладовой бас-гитары

Безладовая бас-гитара - ночной кошмар большинства бас-гитаристов. Ворочаясь в кровати посреди ночи, они постоянно видят один и тот же сон: вот, ты на сцене, у тебя в руках - бас, пришло время впечатлить зал и сыграть басовое соло. Ты пытаешься выглядеть спокойно, кладёшь на гриф левую руку, собираясь извлечь первую ноту своей партии. Прохладный металл ладов под пальцами успокаивает и придаёт уверенности. Обычно. Но не сейчас. К своему ужасу ты вдруг обнаруживаешь, что ладов нет: твоя рука скользит по грифу вверх-вниз, не встречая никаких препятствий. Ты пробуешь ещё раз. И ещё. Но на грифе нет никаких обозначений, которые могли бы помочь тебе понять, где находится нужный лад.  

Добро пожаловать в реальность, или, точнее, в этом случае - в мир безладовых басов, в котором даже опытные музыканты, которые играют на стандартной бас-гитаре с ладами на протяжении многих лет, теряют дар речи при виде этого гладкого и идеально ровного грифа. Зачем вообще убирать эти спасительные кусочки металла, можете спросить вы. Ведь первая вещь, которую вам говорили, когда вы начали учиться играть на басу была “прижми струну к накладке немного левее от металлического лада, если ты хочешь извлечь правильный звук. Прижимай сильнее. Сильнее!”. Потирая зудящие от многочасовой практики кончики пальцев, ты хотя бы был уверен в том, что схема “зажми струну левее лада” всегда даст тебе нужную ноту. 

Как и полагается, вероятно, своим рождением этот зверь обязан некоторой неопределённости. Одна из теорий гласит, что безладовый бас является изобретением эксцентричного и прогрессивного бас-гитариста Джако Пасториуса. Будучи вечным экспериментатором, Джако довёл свои навыки до впечатляющего уровня, близкого к совершенному, при помощи 1962 Fender Jazz, который он использовал на концертах и на своих уроках. Как говорят, в 1969-м или в 1970-м году он решил попробовать создать новое звучание, и убрал металлические лады, скорее всего - при помощи плоскогубцев, прежде чем покрыть накладку слоем (вероятно - несколькими слоями) эпоксидной смолы - особенно прочным покрытием, которое используется для покрытия корпусов лодок. Таким образом, используя твёрдую поверхность накладки для создания своего фирменного звука, Джако обеспечил себе весомое место в гитарной истории.                

Ну, или нет. Любопытно, но кажется, что никто на самом деле не знает, когда появился первый безладовый бас. Другая популярная теория гласит, что первым знаменитым музыкантом, использовавшим безладовый бас, был Билл Уаймен из Rolling Stones, который играл на самодельном безладовом басу ещё в 1961-м году, когда Пасториусу было только десять лет. Изначально инструмент был обычной четырехструнной бас-гитарой, как рассказывал сам Билл в интервью несколько лет назад: “Я играл в  R&B группе в 1961-м году, и тогда купил этот бас у друга нашего барабанщика. До этого я имитировал игру на басу на двух нижних струнах перестроенной гитары, и я был счастлив наконец-то поиграть на “настоящем” басу. К сожалению, он был совершенно ужасным. Он трещал во время извлечения каждой ноты, потому что лады были совершенно стёртыми. Тогда я подумал, что просто сниму эти лады и поставлю новые, когда смогу. Но когда я снял лады, внезапно оказалось, что бас начал звучать очень круто! В итоге я не стал ставить лады назад, и я думаю, что это был первый электрический безладовый бас в истории! Я использовал его на каждом альбоме Rolling Stones и на многих синглах вплоть до 1975-го. Даже без подключения к усилителю он звучит очень круто”.          

Прошло несколько лет, прежде чем безладовый бас начал набирать популярность в массах, но по-настоящему об инструменте заговорили в 1965-м году, когда компания Ampeg, известная сегодня благодаря своим усилителям, а не инструментам, начала выпускать линейку безладовых бас-гитар AUB1. Сразу после этого уважаемые музыканты, такие как Рик Данко (the Band), бас-гитарист Дэн Фридберг (Bonnie Raitt) и Рэнд Форбс (the United States Of America) были замечены за использованием безладовых инструментов. Других музыкантов, например - Бернарда Одума (которого Джако считал одним из кумиров) или Донни Тройано - бас-гитариста канадской группы Mandela, можно назвать одними из основателей нового стиля.    

Вероятно, нет никакого смысла искать того, кто первым начал использовать безладовый бас. Можно сказать с уверенностью, что популяризировал безладовый бас Пасториус, даже если и не он его изобрёл. Да и сам Джако в интервью BBC в 1978-м году выразился неоднозначно: “Я - первый человек, который использовал безладовый бас, потому что я - первый, кому удалось сыграть на нём с правильным нотоизвлечением, понимаете?”. Имел ли он в виду то, что он был первым музыкантом, которому удалось играть на безладовом басу правильно, а не то, что он вообще был первым музыкантом, кто сделал это? Этого мы уже никогда не узнаем. Но мы можем слушать его шикарные композиции и наслаждаться его откровенностью. Этот человек, на минуточку, окунал пальцы в куриный жир перед выступлением для того, чтобы получить особенное звучание.     

Независимо от того, как развивалась концепция безладового баса, в итоге мы получили совершенно уникальный инструмент. Ни один другой инструмент не способен воспроизводить звуки, которые чаще всего описывают как “певучие”, “урчащие” или “искрящиеся”. Однако этот набор ласкающих слух нот не даётся просто так: даже те музыканты, которым удалось достигнуть высокого уровня мастерства при игре на безладовом басу, были вынуждены провести множество часов за вещами, которые кажутся очевидными во время игры на стандартном басу. Например, одним из самых популярных утверждений Джако состояло в том, что играя на безладовом басу нужно не только хорошо “слышать” инструмент, но и хорошо его “чувствовать”. Пожалуй, именно поэтому безладовый бас считается более “эмоциональным”, нежели его традиционный родственник.    

Другим очевидным отличием безладового баса, конечно, является тот факт, что музыкант может играть слайдом ноты или аккорды намного точнее и плавнее, чем если бы у него под пальцами попадались металлические лады. Переходы по грифу с равномерной скоростью - сложная задача, и бас-гитаристы порой называют этот приём “гладить” инструмент. Немалая сила - и контроль над этой силой - тоже крайне важна: хорошее глиссандо получится, если бас-гитарист сохранит одинаковое давление на струны на протяжении всего приёма. Задумывались ли вы когда-либо об этом, играя на традиционном басу? Не думаю.          

Ну, довольно инструкций. Где же можно увидеть мастерство игры на безладовом инструменте? Помимо выше упомянутых Пасториуса и прочих первопроходцев, вам стоит обратить внимание на Джека Брюса, который в последние годы практически полностью перешёл на безладовый бас. Ещё один популярный музыкант, который использует безладовый бас, Пино Палладино, начал свою карьеру в качестве классического гитариста, однако в возрасте 17 лет перешёл на бас-гитару. Ему понадобился всего лишь год, чтобы влюбиться в безладовый инструмент, и к 20 годам он уже играл в фанк-коллективах. Это, в свою очередь, привело к совместному выступлению с экс-клавишником группы Squeeze Джулсом Холландом и его группой Millionaires, благодаря чему о Пино узнали поп-звёзды 80-х -  Гэри Ньюман и Пол Янг. В 1983-м Янг записал песню, которая сделала Пино знаменитым: кавер-версию хита Марвина Гэя “Wherever I Lay My Hat”. Трек начинается с изысканной мелодии, сыгранной на бас-гитаре, которая великолепно гармонирует с глубоким вокалом Янга. Самым запоминающимся современным музыкантом, использовавшим безладовый бас, вероятно является лидер Primus Лес Клейпул, чья выдающаяся способность играть на этом инструменте обеспечила коллективу узнаваемое звучание.   

Итак, что же мы имеем в сумме? Вероятно, осознание того, что безладовый бас - одновременно странный и прекрасный инструмент. И он может делать удивительные вещи, если посвятить достаточное количество времени его изучению. В мире намного больше поклонников безладовой бас-гитары, чем вы могли бы себе представить, и они, как и Брюс, Палладино или Клейпул, знают, какая награда ждёт их в конце. Помните, что стоит найти в себе лишь немного смелости, и кошмар о безладовом инструменте никогда не помешает вашему сну.  


К списку новостей Следующая новость
Комментарии

Комментариев нет. Станьте первым, кто оставит комментарий!

Написать комментарий
"Музыкальный Сервис-Центр" (Обслуживание и ремонт музыкальных инструментов, гитар, звукового, студийного, светового, Hi-FI и Hi-End оборудования)
Москва, ул. Гурьянова, 30
+7(499) 705-0606 info@7050606.com
ООО "Сервико" (Медиасервис) (ремонт звукового, светового и студийного оборудования)
г. Москва, Малый Казенный переулок, 8
+7 (495) 917-73-03
АСЦ "Ремикс"
Барнаул, пр-т. Комсомольский, д. 111
(3852) 24-06-03 (3852) 24-03-35 remiks@alt.ru
ОАО "ВТТЦ Орбита-сервис"
Воронеж, ул. Донбасская, 1
(473)2355830 orbita@intercon.ru
ООО "Сервис"
Екатеринбург, ул.Артинская, 16
(343) 216-96-32 msc.ekb@mail.ru
ИП Семакин
г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д.88, оф.8
8 987 404-66-69 muzservicekzn@yandex.ru
ООО "Сервисный центр Мастеръ"
г. Кемерово, пр. Ленина, 82
657-903 scmaster42@mail.ru
"А-сервис"
г. Краснодар, ул. Калинина, 83
8(861) 220-3544, 8(988) 389-6858 a23-service@yandex.ru
Сервисный центр "Panasonic"
Красноярск, ул.А.Гладкова, д.4
+7 391 233 14 50 service@ekta.ru
"Центр сотовой связи"
Нижний Новгород, пл.Горького, 6
+7 (831) 220-1111 service@ccc.nnov.ru
"Мастер-Сервис"
Новосибирск, ул. Кошурникова, 8
(383) 381-70-17, +7-913-909-6111 artmaster-nsk@mail.ru
АСЦ "Евросервис"
Пермь, ул. Крисанова, 29 ул.А.Барбюса, 60
8 (342) 2-363-033, 8 (342) 2-383-380, 8 (342) 2-361-394 servisperm@mail.ru
"НетЗвука"
Санкт-Петербург, Цимлянская ул., 6
(812) 938-44-45, 938-44-46 info@netzvuka.ru
АСЦ "Омега-Сервис"
Самара, ул. Тухачевского, д. 90, оф.1
(846) 247-70-80, 247-71-33
ИП Веретельников В.Ю.
Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького 11
+7 978 899 89 55 veretelnikov@mail.ru
СЦ Диапазон
Тольятти, ул. 70 лет Октября, д.54А
+7(8482)62-04-02
ООО «ПРОремонт Уфа»
г. Уфа, проспект Салавата Юлаева, 59
(347) 228-17-10, 228-67-10, 228-17-01