Медиаторы: как выбрать свой из всего многообразия вариантов

03.12.2021
6 мин.
1391
Медиаторы: как выбрать свой из всего многообразия вариантов

Одно время чуть ли не каждое интервью с любым гитаристом заканчивалось вопросом: “Какие медиаторы ты используешь?”: так было, пока этот вопрос не стал самым бесполезным, который только можно задать. Но так ли уж он бесполезен? Каждый гитарист серьезно заботится о звучании своего инструмента, но мало кто из них принимает во внимание тот факт, что такая крохотная деталь как медиатор может значительно изменить ситуацию.

Если вы хотите понять, насколько тот или иной медиатор влияет на звучание, мы рекомендуем вам провести некоторое время в звукозаписывающей студии. Обратите внимание на то, как звучание одной и той же гитары будет меняться от музыканта к музыканту. Одна и та же гитара, один и тот же усилитель, одно и то же помещение… так в чём же секрет? Наш опыт показывает, что часто всё дело - именно в медиаторе.    

Для начала стоит отметить, что медиатор оказывает большое влияние на атаку музыканта и баланс тона инструмента: это сильнее всего заметно в случае с акустическими гитарами. Происходит это вследствие суммы различных факторов: плотности, формы, толщины медиатора и материала, из которого он сделан. Часто гитаристы подходят к выбору медиатора так же как и к выбору любимых струн: привыкают к одной модели и используют её годами.   

В этой статье мы собрали основную информацию о медиаторах, которая, вероятно, вдохновит вас на эксперименты. В конце концов, дешевле купить несколько новых медиаторов, чем несколько новых моделей струн.  


Размер и форма

Если вы когда-нибудь становились счастливым обладателем винтажного инструмента, вы могли находить в кейсе и винтажные медиаторы: большие, правильной треугольной формы. Такие модели значительно отличаются от привычных нам современных медиаторов в форме “капли”.  Такие медиаторы были широко распространены в 1960-х годах, и легендарному Лес Полу, например, было удобнее держать подобный медиатор своими уставшими пальцами в последние годы жизни. Хотя тренды на форму медиаторов и поменялись, большие треугольные медиаторы всё ещё можно найти среди некоторых брендов. Такие медиаторы дают чистое и глубокое звучание.   

Форма медиатора играет ключевую роль в характере звучания инструмента. Медиаторы с острым концом заставляют инструмент звучать ярче, чем медиаторы с закругленным концом той же толщины. Ради эксперимента попробуйте сыграть аккорд острым концом медиатора, а затем - переверните его и сыграйте тот же аккорд более закругленной стороной.   

Многие джазовые гитаристы предпочитают медиаторы небольшого размера, отмечая, что они положительно влияют на скорость игры и её точность. Острый конец медиатора позволяет задевать струны более плавно, что также сказывается на скорости атаки.  

Существует огромное количество вариаций форм и размеров медиаторов, и единственный способ понять, какие из них подходят именно вам - попробовать их все. Мы советуем не делать скоропалительных выводов: иногда требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к новой форме или размеру.   


Материал

Первые медиаторы были сделаны из пера, дерева или кости. Когда это изобретение человечества обрело популярность, основным материалом производства стал черепаший панцирь. В 1973-м году, однако, вышел закон, согласно которому использование черепашьего панциря становилось нелегальным: таким образом государство позаботилось о сохранности популяции животного вида, и мы полностью поддерживаем это решение! Считалось, что медиаторы из панциря дают самое богатое звучание, однако из-за запрета на использование производители медиаторов разработали множество альтернативных материалов со схожими характеристиками, которые получили широкое распространение. Так, например, медиаторы из целлулоида изначально считались отдалённой заменой оригинальным, а вот медиаторы, изготовленные из рога буйвола, по словам некоторых музыкантов, звучали максимально приближенно к тем, что делались из панциря. В наши дни существуют модели из синтетического панциря и даже медиаторы из настоящего, легально добытого панциря черепахи, однако стоят такие медиаторы достаточно много.    

Медиаторы из кости, конечно же, сейчас тоже не делают, но на замену ей пришли всевозможные виды пластика, включая нейлон и акрил. Также можно встретить медиаторы из различных металлов - меди, серебра или алюминия, а также из твёрдой древесины (например - из красного дерева), стекла, карбона или полудрагоценных камней.  

Плотность и текстура поверхности этих материалов влияет на характер звучания, которое получается при использовании медиаторов из них. Медиатор с грубой поверхностью будет удобнее держать пальцами, однако такая модель скорее всего не будет задевать струны достаточно гладко, что может вызвать посторонние шумы и уменьшить скорость атаки. Плотный медиатор с гладкой поверхностью позволяет получить достаточно “стеклянное” звучание, но может случайно выскользнуть из вашей руки.    


Толщина 

Толщина - самая важная характеристика медиатора для большинства музыкантов, и это не удивительно, учитывая то, что она обладает огромным влиянием на звучание и общее ощущение от игры на инструменте. Общее правило гласит, что более тонкие медиаторы делают звучание гитары ярче, а более толстые - наоборот, акцентируют средние и низкие частоты. Как мы уже писали выше, форма медиатора также имеет огромное значение, но если представить, что материал, форма и размер медиаторов остаются неизменными - правило толщины работает безоговорочно.    

Почему же тонкие медиаторы дают более яркое звучание? В целом - по той же причине, по которой звучат ярче медиаторы с острым концом: острый конец медиатора задействует больше высоких обертонов. Когда тонкий медиатор касается струны, струна приводится в движение, как и в случае с любым медиатором, но тонкий медиатор при этом выгибается, а образуя достаточно острый угол, благодаря чему звучание получается ярким. С другой стороны, из-за этого тонкий медиатор может давать своеобразный призвук, что особенно важно учитывать при записи инструментов. 

Для быстрой и мощной игры боем тонкий медиатор может стать настоящим спасением, благодаря тому, что он гладко скользит по струнам. С другой стороны, его гибкость может стать проблемой, если вы играете быстрые и техничные соло-партии: медиатор ведёт себя слишком непредсказуемо. Скорее всего именно это объясняет тот факт, что очень небольшое количество джазовых музыкантов и шредеров выбирают тонкие медиаторы: Пат Метени и Пол Гилберт - лишь редкие исключения.             

Чем толще медиатор, тем больше он влияет на общее звучание инструмента. Из минусов можно отметить тот факт, что толстый медиатор взаимодействует со струнами не так гладко, поэтому, например, чтобы играть боем при помощи толстого медиатора вам понадобится приложить немало усилий. Большинству музыкантов путём экспериментов с медиаторами различной толщины удаётся найти оптимальную для себя и того стиля, в котором они играют и даже для той или иной гитары, так как один и тот же медиатор ведёт себя по-разному с разными инструментами.      

Новичкам часто трудно привыкнуть к медиатору: кажется, что он слишком гладкий и вот-вот выскользнет из рук. Не стоит переживать, ведь в конце концов это получается у всех, самое главное - научиться держать медиатор крепко, не перенапрягая при этом запястье.   

Производители медиаторов, конечно же, в курсе всевозможных проблем, с которыми сталкиваются музыканты, и прикладывают множество усилий, чтобы сделать свои продукты максимально комфортными и качественными. Например, медиаторы Ibanez серии Sand grip обладают особым напылением, напоминающим мелкие песчинки, которое помогает прочно зафиксировать медиатор между пальцами. На толстых медиаторах также часто присутствует специальное углубление для большого пальца, что делает такие модели особенно эргономичными.  

В конце же хочется отметить, что выбор медиатора - это сложный и увлекательный процесс, который обязательно даст свои плоды в перспективе. Мы рекомендуем вам купить медиаторы различной формы и толщины, и протестировать каждый из них на одной и той же гитаре. В конце концов, вы вряд ли потратите на этот эксперимент много денег, а его результат может иметь ключевое значение для вашего звучания.  



К списку новостей Следующая новость
Комментарии

Комментариев нет. Станьте первым, кто оставит комментарий!

Написать комментарий
"Музыкальный Сервис-Центр" (Обслуживание и ремонт музыкальных инструментов, гитар, звукового, студийного, светового, Hi-FI и Hi-End оборудования)
Москва, ул. Гурьянова, 30
+7(499) 705-0606 info@7050606.com
ООО "Сервико" (Медиасервис) (ремонт звукового, светового и студийного оборудования)
г. Москва, Малый Казенный переулок, 8
+7 (495) 917-73-03
АСЦ "Ремикс"
Барнаул, пр-т. Комсомольский, д. 111
(3852) 24-06-03 (3852) 24-03-35 remiks@alt.ru
ОАО "ВТТЦ Орбита-сервис"
Воронеж, ул. Донбасская, 1
(473)2355830 orbita@intercon.ru
ООО "Сервис"
Екатеринбург, ул.Артинская, 16
(343) 216-96-32 msc.ekb@mail.ru
ИП Семакин
г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д.88, оф.8
8 987 404-66-69 muzservicekzn@yandex.ru
ООО "Сервисный центр Мастеръ"
г. Кемерово, пр. Ленина, 82
657-903 scmaster42@mail.ru
"А-сервис"
г. Краснодар, ул. Калинина, 83
8(861) 220-3544, 8(988) 389-6858 a23-service@yandex.ru
Сервисный центр "Panasonic"
Красноярск, ул.А.Гладкова, д.4
+7 391 233 14 50 service@ekta.ru
"Центр сотовой связи"
Нижний Новгород, пл.Горького, 6
+7 (831) 220-1111 service@ccc.nnov.ru
"Мастер-Сервис"
Новосибирск, ул. Кошурникова, 8
(383) 381-70-17, +7-913-909-6111 artmaster-nsk@mail.ru
АСЦ "Евросервис"
Пермь, ул. Крисанова, 29 ул.А.Барбюса, 60
8 (342) 2-363-033, 8 (342) 2-383-380, 8 (342) 2-361-394 servisperm@mail.ru
"НетЗвука"
Санкт-Петербург, Цимлянская ул., 6
(812) 938-44-45, 938-44-46 info@netzvuka.ru
АСЦ "Омега-Сервис"
Самара, ул. Тухачевского, д. 90, оф.1
(846) 247-70-80, 247-71-33
ИП Веретельников В.Ю.
Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького 11
+7 978 899 89 55 veretelnikov@mail.ru
СЦ Диапазон
Тольятти, ул. 70 лет Октября, д.54А
+7(8482)62-04-02
ООО «ПРОремонт Уфа»
г. Уфа, проспект Салавата Юлаева, 59
(347) 228-17-10, 228-67-10, 228-17-01