• Главная
  • Новости
  • Стив Вай о своём новом альбоме и о том, почему его запись заставила музыканта выйти из зоны комфорта

Стив Вай о своём новом альбоме и о том, почему его запись заставила музыканта выйти из зоны комфорта

17.02.2022
8 мин.
653
Стив Вай о своём новом альбоме и о том, почему его запись заставила музыканта выйти из зоны комфорта

Существует распространенное мнение, что в последние несколько десятилетий никто не сделал для гитарной музыки больше, чем Стив Вай. Но, несмотря на то, что его имя фактически стало синонимом виртуозной игры, сам Стив считает, что едва коснулся знания об игре на инструменте. В этой интервью он делится историей созания нового альбома.    

Для человека, чьи грандиозные планы по записи альбома были разрушены обстоятельствами, Стив Вай выглядит слишком позитивно. Когда внезапно начавшаяся пандемия поставила крест на его планах закончить третью и последнюю часть 15-летнего проекта Real Illusions, икона шреда начал размышлять, что возможно сделать в рамках его домашней студии и принял решение воплотить в жизнь давнюю идею о записи акустического альбома. Процесс шёл гладко, было написано 15 песен, и Вай репетировал сложный кусок игры боем, что привело к повреждению сухожилия в его правом плече: Стиву пришлось отказаться от игры на гитаре на долгое время.  

“Я стараюсь воспринимать всё, что со мной случается, как положительный опыт, - говорит Стив Вай, сидя в своей домашней студии. - Я не знал, что буду делать, но планы поменялись. Я не всегда таким был. Раньше я ворчал и переживал, но потом просто понял, что ты можешь это только принять. Потому что, ну что ты сделаешь?” 

Некоторые могли принять эту травму как знак, что после сорокалетней успешной карьеры музыканту пришло время расслабиться, но это, конечно же, не имеет ничего общего с правдой. 

“Моя рука находилась в слинге, который изобрёл врач, делавший мне операцию - доктор Кнапп, и я называл его изобретение Knappsack, - комментирует Вай. - Вскоре после операции мне прислали мою подписную модель Ibanez PIA в шикарном чёрном цвете, и я задумался: “У меня есть лишь одна рабочая рука, что я могу ей сделать? Почему бы не попробовать сделать песню, которую можно сыграть только одной рукой?” Техника легато позволяет делать такие вещи. Тогда я сочинил и выпустил трек, который назвал Knappsack, который, к моему огромному удивлению, получил кучу положительных отзывов”.   

Knappsack стала толчком к новым записям, который в итоге привёл к выпуску Inviolate: первому студийному альбому за последние пять лет. Вай описывает его как “инструментальный альбом с хорошим вайбом”, но это - преуменьшение, ведь в рамках девяти треков звезда шреда делает вещи, которые никогда не делал прежде.  


Визуализируй и пробуй

На Candlepower, треке, написанном во время локдауна, Вай демонстрирует новую технику игры, но Стив лишь скромно отмечает: “Локдаун позволил мне поэкспериментировать с идеями, которые были в моей голове уже долгое время”. Если вы считаете удивительным то, что человек, который играет на протяжении сорока лет, до сих пор в состоянии придумать какие-то новые приёмы и техники - вы не одиноки, но и тут Стив ведёт себя особенно сдержано: “Я до сих пор не коснулся и десятой доли потенциала этого инструмента, - настаивает музыкант. - Я редко думаю, мол, что же я буду делать дальше. Обычно я просто спрашиваю себя: что бы я хотел сделать? У меня достаточно простая техника для сочинения новых композиций, и любой может её использовать. Самое важное, что вы должны знать - вы способны придумывать музыку. Вы считаете себя не креативным человеком? Это не так. Креативность - дар, который заложен в каждом из нас, но многие просто блокируют его из-за страха неудачи. Способность создавать - безусловна и бесконечна - её невозможно невозможно потерять, её невозможно развить до наивысшего навыка. Единственная вещь, которая может сбить вас с толку - вера в то, что в вас этой способности нет”.  

“Итак, я знаю, что эта способность точно во мне есть, но я не знаю, как и когда она проявит себя. Поэтому я просто говорю: “Ладно, я просто хочу сделать что-то крутое. Сейчас я собираюсь заняться тем, что никогда раньше не делал”. Почему нет? В процессе неизбежно появляются идеи и вдохновение. История с треком Candlepower выглядела примерно как “Я буду играть на чистом звуке, никакого тремоло, только пальцами…” и тут же картина нарисовалась в моей голове: бум! Хорошо, я думаю, это сработает!”

“По началу я просто сидел и размышлял, что это - что-то нереальное: “О чём я думал вообще, когда пришёл к этому? Это же невозможно”. А затем ты садишься и начинаешь пробовать. И это уже не кажется тебе невозможным”. 


Да здравствует Гидра!

Если бы в словаре Стива Вая присутствовало слова “просто”, мы бы, скорее всего, никогда не услышали первый трек с нового альбома - “The Teeth of The Hydra”: головокружительно мелодичное произведение, созданное специально для того, чтобы продемонстрировать возможности невероятного инструмента - той самой гитары, которую он держит на обложке альбома. Модель Hydra, которую для Стива выпустили Ibanez, представляет собой трёхгрифовый инструмент (два грифа - электрогитарные, и один - басовый) с кучей встроенных новомодных технологий, и всё это - в непередаваемо красивом корпусе в духе стимпанка.  

“Идея Hydra появилась у меня, когда я смотрел Безумного Макса, - поясняет Вай. - Там есть момент, когда они едут по пустыне, и на одном из грузовиков парень играет на гитаре. И она выглядела так круто, что я подумал: “Господи, мне нужна такая же! Я сделаю что-то похожее!”. 

“Идея состояла в том, чтобы сделать уникальный инструмент с тремя грифами: 12-струнный гриф, половина из которого была бы безладовой, семиструнный гриф и басовый гриф, часть из которого также должна была быть безладовой. А ещё вот здесь на корпусе разместим струны для арфы”.

“Я связался с Ibanez, поделился с ними соображениями, и, как и всегда, они сделали всё в лучшем виде! Мы начали разработки лет пять назад, и когда они прислали мне изображение-макет модели - я просто не мог поверить в то, что увидел: это было даже круче, чем я представлял себе! И я такой, мол, вы что, реально собираетесь это воссоздать, да? “Собираемся”, - ответили они мне”. В течение следующих четырёх лет Стив вместе с лучшими лютье Ibanez работали над реализацией задумки: после нескольких прототипов финальный вариант, наконец, увидел свет.

“Может. год-полтора назад мне прислали готовый инструмент, и я с трудом мог поверить, что он - настоящий, когда увидел его. Он выглядел невероятно круто, - вспоминает Вай. - Когда я только начинал работать над этой идеей, я сказал себе: “Неважно, насколько странно будет выглядеть этот инструмент, главное - он должен обладать своим характером и мелодией. И это, конечно, не просто гитара, которая выглядит необычно: в ней куча крутых технологий, чтобы она звучала не менее интересно, чем выглядит”.     

Итак, ты провёл пять лет, создавая сумасшедший трёхгрифовый гибрид для написания новой музыки… но прежде чем заняться этим, нужно ответить на вопрос: как на этом вообще играть?

“Представь себе, как можно жонглировать бензопилами, - смеется Вай. - Я хотел, чтобы этот инструмент выглядел особенно. Я, на самом деле, тот ещё щегол, артист! Я люблю театр, я люблю увлекать людей… Но Hydra получилось очень тяжёлой, мы даже не предполагали, что она будет настолько тяжёлой! Тогда мы разработали этот ремень для талии, чтобы весь распределялся между плечами и талией, а не оставался целиком на моих плечах. Но она всё равно очень тяжёлая. На ней удобно играть, но стоять с ней дольше пяти минут - безумие, а мне пришлось провести с ней целых шесть недель на записи, я играл сидя!” 

“Самое смешное - когда я в первый раз взял в руки эту гитару, я такой, мол, господи, как на этом играть-то? О чём я думал вообще? Я начал тревожиться, ведь у меня теперь был инструмент, который выглядел круто, но люди могли решить, что это просто очередной прикол, ведь я - Стив Вай, и я могу сделать вообще всё что угодно. Поэтому мне нужно было продемонстрировать его. И я сел, мол, да как я сделаю это? Конечно в твоей голове всегда есть голосок сомнения, но есть и другие голоса, которые просто говорят: “Замолчи и просто сделай это!”.


Величайший шоумен

Те, кто помнят Ultra Zone, в курсе, что это - не первый раз в карьере Вая, когда артист “ударяется” в театральность. Для многих этот элемент - важная часть инструментального представления в целом. Когда мы поинтересовались, считает ли Стив театральность частью своей работы, он отвечает достаточно быстро:

“Я не считаю это работой, - настаивает он. - Это - мой способ выражения того, что мне нравится делать. Например, я смотрел видео Дерека Тракса: он - шикарный и очень вдохновляющий музыкант, мне он очень нравится. И на сцене он едва двигается. Он играет невозможно красиво, но у меня всегда был немного другой подход к выступлениям”.

“Не знаю, почему, но я чувствую, что это было со мной с самого начала. И я старался бороться с этим, ведь я понимал, как странно это иногда может выглядеть со стороны. Но однажды я просто подумал: “Кто должен получать удовольствие от всего этого? Зачем пытаться переделать себя?” И это - очень важная мысль для любого гитариста или другого творческого человека, который думает, что его креативные импульсы какие-то ненормальные”.

           

Страсть к преподаванию

Большую часть жизни Стив Вай посвятил работе над своей карьерой в качестве музыканта, но в последние годы он серьёзно задался идеей передать свои богатые знания будущим поколениям через мастер классы Alien Guitar Secrets, курс Truefire или страницу на Patreon.

“Когда я в старшей школе изучал музыкальную теорию часть меня хотела стать рок звездой, а часть считала, что будет счастлива просто став преподавателем музыки, - делится воспоминаниями Стив. - Мой преподаватель музыки в старшей школы сыграл очень большую роль в становлении меня как музыканта. И я думал, что хотел бы стать таким же для других”.

“Одна из моих главных целей на сегодняшний день - создать пространство, в рамках которого я бы мог делиться тем, что знаю, и тем, что может помочь молодым музыкантам. Я хочу собрать это всё в одном месте. Я рассматривал разные варианты и пришёл к выводу, что Patreon будет лучшим выбором. Он отлично работает, мне лишь нужно своевременно добавлять туда контент”.     

Для человека, которому за шестьдесят, Вай отлично управляется с современными технологиями и социальными сетями, благодаря которым стало намного проще знакомиться с новой музыкой.    

“На заре моей карьеры из доступных инструментов, чтобы делиться музыкой, у меня был только кассетник. Не было цифровой музыки, не было электронной почты, не было Интернета. Когда вышла моя первая работа, The Attitude Song была приложена к журналу Guitar Player на флекси-диске! Лучшего тогда не было!”  

“Время идёт, и важно использовать новые инструменты, которые появляются. Технологии призваны сделать нашу жизнь легче и комфортнее. Технологии могут избавить тебя от давления лейбла: ты просто выкладываешь свою музыку онлайн, никто не диктует тебе правила игры и то, как должна звучать твоя музыка”. 


Идти своим путём

Узнали ли вы о нём впервые во время игры с Фрэнком Заппой, или с Дэвидом Ли Ротом, или по легендарной сольной работе Passion And Warfare, Стив Вай для многих является олицетворением того, на что способен инструментальный музыкант как с точки зрения написания музыки, так и с точки зрения техники исполнения.

“Я всегда старался игнорировать то, что считалось самым “успешным” путём для меня в моей карьере, потому что по сути я и не знаю, что это за путь, - говорит Вай. - Когда я пишу новую музыку, я стараюсь вкладывать в неё все эмоции и всё своё вдохновение. Что-то, что говорит мне: “Окей, раньше ты такого не делал!”.

“Такой урок я выучил для себя, и он может пригодиться многим: как только ты действительно решаешь что-то сделать, Вселенная начинает помогать тебе. Но ты должен чётко решить и сказать: “Да, я сделаю это”.

“Если это звучит так, как будто вообще всё, что я делаю - круто, то нет! Месяц назад я читал статью о каком-то диджее, и там была фраза “Этот диджей - как Стив Вай, который верит, что всё, что он делает - намного глубже, чем есть на самом деле”. Я сел, подумал и решил: “Ну да, а он прав!”. 

“Я - мастер своей музыки, и каждый артист - мастер своей музыки, почему должно быть как-то по-другому? Не нужно делать что-то, если тебе это не важно. Я могу точно сказать, что я делаю всё максимально хорошо, лучше бы я не смог!”
К списку новостей Следующая новость
Комментарии

Комментариев нет. Станьте первым, кто оставит комментарий!

Написать комментарий
"Музыкальный Сервис-Центр" (Обслуживание и ремонт музыкальных инструментов, гитар, звукового, студийного, светового, Hi-FI и Hi-End оборудования)
Москва, ул. Гурьянова, 30
+7(499) 705-0606 info@7050606.com
ООО "Сервико" (Медиасервис) (ремонт звукового, светового и студийного оборудования)
г. Москва, Малый Казенный переулок, 8
+7 (495) 917-73-03
АСЦ "Ремикс"
Барнаул, пр-т. Комсомольский, д. 111
(3852) 24-06-03 (3852) 24-03-35 remiks@alt.ru
ОАО "ВТТЦ Орбита-сервис"
Воронеж, ул. Донбасская, 1
(473)2355830 orbita@intercon.ru
ООО "Сервис"
Екатеринбург, ул.Артинская, 16
(343) 216-96-32 msc.ekb@mail.ru
ИП Семакин
г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д.88, оф.8
8 987 404-66-69 muzservicekzn@yandex.ru
ООО "Сервисный центр Мастеръ"
г. Кемерово, пр. Ленина, 82
657-903 scmaster42@mail.ru
"А-сервис"
г. Краснодар, ул. Калинина, 83
8(861) 220-3544, 8(988) 389-6858 a23-service@yandex.ru
Сервисный центр "Panasonic"
Красноярск, ул.А.Гладкова, д.4
+7 391 233 14 50 service@ekta.ru
"Центр сотовой связи"
Нижний Новгород, пл.Горького, 6
+7 (831) 220-1111 service@ccc.nnov.ru
"Мастер-Сервис"
Новосибирск, ул. Кошурникова, 8
(383) 381-70-17, +7-913-909-6111 artmaster-nsk@mail.ru
АСЦ "Евросервис"
Пермь, ул. Крисанова, 29 ул.А.Барбюса, 60
8 (342) 2-363-033, 8 (342) 2-383-380, 8 (342) 2-361-394 servisperm@mail.ru
"НетЗвука"
Санкт-Петербург, Цимлянская ул., 6
(812) 938-44-45, 938-44-46 info@netzvuka.ru
АСЦ "Омега-Сервис"
Самара, ул. Тухачевского, д. 90, оф.1
(846) 247-70-80, 247-71-33
ИП Веретельников В.Ю.
Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького 11
+7 978 899 89 55 veretelnikov@mail.ru
СЦ Диапазон
Тольятти, ул. 70 лет Октября, д.54А
+7(8482)62-04-02
ООО «ПРОремонт Уфа»
г. Уфа, проспект Салавата Юлаева, 59
(347) 228-17-10, 228-67-10, 228-17-01