Ibanez (название произносится как «Айбанез») – гитарный бренд с удивительной историей: он проделал долгий путь от небольшого книжного магазина в Японии до одного из флагманов музыкальной индустрии. Многие знаменитые гитаристы, такие как Стив Вай, Джо Сатриани, Пол Гилберт и десятки других виртуозов на протяжении многих лет отдают своё предпочтение инструментам Ibanez, и это – не удивительно. Как же так вышло?
Начало: основание компании Hoshino
В 1908-м году, в конце эпохи Мэйдзи – периода стремительной модернизации Японии – предприниматель Хошино Мастудзиро открыл в Нагойе книжный магазин Hoshino Shoten bookstore. Помимо книг и газет, в магазине продавали ноты и музыкальные инструменты: особенно популярны были западные инструменты, которые заполонили Японию в следствие роста торговых связей с Европой и Северной Америкой. Хошино быстро понял, что из всех имеющихся инструментов был один, который своей популярностью затмевал остальные: акустическая гитара. Благодаря своей достаточно бюджетной стоимости, универсальности и простоте для обучения, акустические гитары представляли собой беспроигрышное дело.
Основываясь на этих наблюдениях, в 1929-м году Хошино основал компанию Hoshino Gakki Ten, которая впоследствии стала заниматься импортом акустических гитар из Испании. Испанский лютье Сальвадор Ибаньес (1854-1920), чьи гитары решил имортировать Хошино, славился своим мастерством далеко за пределами родной страны. Получив достаточно обратной связи от покупателей и продавцов, вскоре было принято решение переориентировать Hoshino Gakki на производство своих собственных гитар: по начали их выпускали под уже привычным брендом Salvador Ibanez, хоть к тому самому Сальвадору они уже не имели никакого отношения. В 1935-м году бренд был переименован во всем известный Ibanez.
Современное чудо
Вторая Мировая война стала сложным периодом для всего мира и для Ibanez – в частности. Спрос на музыкальные инструменты упал, всё производство в стране было направлено на нужды военных, а фабрику компании в Нагойе уничтожила одна из бомбардировок ВВС США. Как и всей экономике Японии, Ibanez требовалась передышка после окончания войны.
В 1955-м году внук Матсудзиро – Хошино Масао – заново отстроил фабрику в Нагойе, которая работает и по сей день. Для возраждения компании Масао использовал самую значимую музыкальную тенденцию того времени – рок-н-ролл. С ростом популярности рок-музыки в 50-е годы, спрос на электрогитары буквально взмыл в небеса, и Ibanez оказались в нужное время в нужном месте. Быстро развивающаяся индустрия электрогитар позволила бренду успешно производить бюджетные модели гитар и усилителей вроде Ibanez EG1800 Rhythm или Guyatone LG-30. В дополнение к этому, компания начала выпускать бас-гитары и барабаны. Осознав, что одна фабрика перестаёт справляться с объёмами заказов, Ibanez пришлось обратиться к сторонним производствам за помощью.
В 1962-м году Hoshino основали ещё одну дочернюю компанию - Tama Seisakusho Incorporated, которая занималась производством электроинструментов и аксессуаров. В то же время, Ibanez продолжали выпускать и акустические гитары, чтобы закрывать потребности музыкантов, игравших в классических и народных жанрах, ставших вновь популярными в 60-е.
Почему же у Ibanez получилось здорово «подняться» в этот период? На это было несколько причин:
Недорогие электронные компоненты: разработки в области электроники в военное время позволили вывести индустрию на новый уровень.
Возрождающаяся индустрия развлечений: уставший от войны мир искал способы восстановить душевное равновесие.
Существующая инфраструктура: Ibanez обладали пятидесятилетним опытом производства музыкальных инструментов – им не требовалось начинать с нуля.
Однако, прежде чем Ibanez стали знаменитым на весь мир брендом, его ждало множество проблем и разочарований. Как же Ibanez удалось получить известность за пределами Японии? Благодаря судебным разбирательствам!
Преступление, которое озолотило
Рок-н-ролл продолжал завоёвывать мир, и каждый подросток в Северной Америке мечтал обзавестись гитарой, чтобы неловкими аккордами проложить себе путь к славе, ну или хотя бы впечатлить друзей. Плохая новость состояла в том, что классические американские бренды вроде Rickenbacker, Gibson или Fender просто не могли справляться со спросом рынка, не пожертвовав качеством инструментов. В то время, как хоббисты и профессиональные музыканты уставали от увеличения цен и ухудшения качества гитар местных производителей, Hoshino искали способ выйти на американский рынок. И в 1965-м году они, наконец, нашли способ.
В тот год гитарный лютье Гарри Розенблум, выпускавший рукодельные гитары под брендом “Elger”, принял решение прекратить свою деятельность. Розенблум понял, что независимый лютье просто не в состоянии удовлетворить потребность потребителя, если этого не могут сделать даже такие гиганты как Fender. По его мнению, только ещё одна большая компания смогла бы заполнить существующие на рынке пробелы. И что же он решил сделать? Он предложил свою компанию Medley Music Company в Пенсильвании Hoshino Gakki для того, чтобы выступать эксклюзивным дилером гитар Ibanez в Северной Америке. И Розенблум и Hoshino понимали одну простую вещь, нужную для успеха предприятия: внешний вид гитар – это ключ к продвижению.
В то время было нормальным просто копировать дизайны успешных компаний, и выпускать продукты под собственным брендом. Хотя, с точки зрения авторских прав и закона, это было преступлением, большие корпорации редко обращали на такие вещи своё внимание и не горели желанием влезать в судебные разбирательства.
С этой мыслью в голове, Ibanez принялись копировать профили головы и грифа гитар Gibson, особенно – легендарных моделей Les Paul. И все те музыканты, которые жаждали приобрести Gibson, но не могли позволить себе выложить за гитару кругленькую сумму, тут же получили более доступный вариант. Инструменты Ibanez стоили в несколько раз дешевле американских оригиналов, к тому же, они обладали конкурентоспособным качеством сборки и качественной электроникой. По сути, гитары Ibanez просто продавали сами себя.
Однако, такое положение дел всё же не понравилось Gibson, и в 1977-м году они подали в суд на американское отделение Hoshino, утверждая, что те нарушают их авторские права. Hoshino удалось мирно урегулировать ситуацию спустя некоторое время, но те копии моделей Gibson и Fender вошли в историю как «гитары судебной эры».
Тем не менее, за двадцать лет Ibanez удалось создать достаточно обширное сообщество поклонников бренда по всей Северной Америке: гитары Ibanez стали узнаваемы, а история с судебной тяжбой лишь добавило им известности. Заручившись поддержкой покупателей, компания начала уходить от слепого копирования чужих дизайнов и принялась развивать собственные: первыми пробами стали серии Roadstar и запоминающаяся Iceman.
В центре внимания: история успеха Ibanez в 80-е годы
Имея в своём арсенале оригинальные дизайны, уверенные стабильные продажи и опыт, Ibanez сфокусировались на расширении и продвижение бренда при помощи давно проверенной схемы: привлечения знаменитых музыкантов. Hoshino нацелились уйти от образа компании, которая занимается производством копий, и получить признание в качестве создателей качественных инновационных гитар, но им требовался кто-то, кто сможет донести эту мысль до большой аудитории: кто-то с именем и исключительным талантом.
Этим «кем-то» стал легендарный Стив Вай. Сотрудничество Вая и Ibanez вышло совершенно случайно. К 1986-му году Вай разочаровался в моделях Gibson и Fender: в каждой гитаре он находил черты, которые были ему близки, но на рынке не существовало инструмента, который полностью бы отвечал всем его запросам. Узнав, что у Вая украли гитару прямо в разгар тура, Ibanez предложили прислать ему замену, которую сделают с учётом его пожеланий. Стив согласился, с одной лишь оговоркой: результат должен был стать стандартной моделью в ассортименте Ibanez, а не единичной кастомной гитарой.
Спустя несколько месяцев на свет появился легендарный Ibanez JEM, с которым Вай начал появляться на сцене с 1987-го года. В коллаборации со Стивом ibanez также выпустили Ibanez Universe – цельнокорпусную семиструнную электрогитару. Гитарное сообщество быстро обратило внимание на то, что гитарист, игравший с Дэвидом Лиротом и Оззи Осборном отдаёт предпочтение японскому бренду. Дело выгорело, и Ibanez, наконец, получили репутацию сильного бренда, который производит высококачественные инструменты. А тот факт, что японский производитель не боится рисковать, прислушивается к мнению покупателей и активно использует в своей работе тренды и инновации, говорит о том, что Ibanez продолжат радовать мировое сообщество новыми крутыми гитарами на протяжении ещё долгих лет.
Начинающие гитары часто сталкиваются с извечным вопросом: каким должна быть...
Бюджетная гитара или инструмент среднего ценового сегмента? Что из этого лу...
Вы смотрите видео, на котором Скотт показывает, как играть Bloodbath на сво...
“Мы сделали всё для того, чтобы максимально раскрыть потенциал акустического...
«Всё, что мы ранее записывали, звучало так, как будто в материале не было н...
Комментариев нет. Станьте первым, кто оставит комментарий!