• Главная
  • Новости
  • Путеводитель по гитарной древесине, часть 2: “новые старые” породы

Путеводитель по гитарной древесине, часть 2: “новые старые” породы

18.07.2021
8 мин.
13372
Путеводитель по гитарной древесине, часть 2: “новые старые” породы

Как мы уже писали в первой части обзора - когда речь заходит о породах древесины, которая используется для производства электрогитар, нужно учитывать достаточно большое количество различных переменных. Например, нужно понимать, что на общее звучание инструмента влияет как материал корпуса, так и материал грифа, поэтому гитарные лютье тщательно подбирают комбинации древесины, чтобы получить желаемое звучание. Более того - корпус или гриф могут быть сделаны из одного куска, либо - из нескольких.

Древесина одной и той же породы может отличаться от дерева к дереву (и от региона к региону произрастания): обладать разным весом, разной плотностью, и так далее. Таким образом, различия в звучании существуют не только в рамках различных пород дерева, но и в рамках конкретных гитар одной модели, сделанных и “одной и той же породы дерева”. Но ведь благодаря этому и существует азарт выбора той-самой-гитары среди многих в магазине.     

Во второй части обзора мы отвечаем на вопрос “куда из спецификации Ibanez делось махагони, и откуда взялись все эти новые породы дерева?”. Если говорить коротко: никуда. Весь вопрос лишь в названии материалов. 


Начиная с 2019-го года Ibanez приняли решение использовать в своих спецификациях более точные названия пород древесины, из которых они производят свои гитары. Эти названия не являются ботаническими терминами, однако широко используются в лесопроизводстве. Таким образом, породы древесины, носившие ранее общее название “махагони” получили свои имена - “ньятон”, “окуме” и “меранти”. Большинство производителей музыкальных инструментов избегают подобных названий даже при условии использования конкретно этих пород, так как потребитель часто не хочет вдаваться в подробности, а порода махагони (здесь важно отметить что существует большая разница между торговым названием “махагони” и собственно махагони с ботанической точки зрения) - у всех на слуху.    


Главный вопрос, который может возникнуть в этой ситуации: значит ли это, что Ibanez начали использовать другие породы древесины для производства своих моделей? Ответ - нет. В большинстве случаев сам материал не изменился, изменилось лишь его название. Вчерашнее “махагони” в спецификации - сегодняшний “ньятон”. 


Ниже приведены основные характеристики новых старых пород, которые Ibanez используют в качестве материала корпуса, а также характеристики некоторых новых пород, которые заменили более традиционные породы в качестве накладки на гриф. .


Меранти

Меранти часто называют “филиппинское махагони”, однако это совсем не махагони. Как мы уже упоминали, в мировой практике торговли лесоматериалами нередко встречаются случаи, когда несколько пород древесины, схожих по своим характеристикам, продают под одним названием. Филиппинские острова, как и Индонезия и Юго-Восточная Азия, производят и экспортируют большое количество сортов широколиственной древесины, основная часть из которых известна под торговым названием “филиппинское махагони” из-за своей визуальной схожести с махагони, и благодаря тому факту, что махагони знают во всём мире. Тем не менее, ни один из этих сортов древесины не принадлежит к семейству Meliaceae, которое включает в себя род Swietenia - род оригинального махагони. “Меранти” объединяет под собой нескольких разновидностей деревьев рода Shorea из семейства Dipterocarpaceae. Породы меранти обычно растут в сухой почве и предпочитают низины. В идеальных условиях деревья могут достигнуть высоты 5 метров и 16 сантиметров в диаметре. Ветки располагаются только в верхней части ствола, поэтому нижнюю часть удобно использовать в гитаростроении. Древесина меранти может быть как светло-красного, так и тёмно-красного цвета с розовыми или красновато-коричневыми прожилками. Высушенная древесина меранти немного тяжелее традиционной древесины махагони, но схожа с ним по твёрдости и износостойкости.  

RG421_MOL_1P_04_H.jpg

RG421-MOL с корпусом из меранти


Ньятон

Ньятон - торговое название нескольких разновидностей широколиственных деревьев рода Palaquium и Payena, произрастающих преимущественно в тропических лесах Индонезии. Древесина ньятона обладает богатым коричнево-красноватым оттенком с чёткими прямыми прожилками тёмных цветов, с ней удобно работать, она хорошо поддаётся полировке. Древесина ньятона - достаточно плотная и очень прочная - настолько, что на Филиппинах из ньятона часто делали лодки. При этом, благодаря её хорошим акустическим свойствам она также широко используется в гитаростроении - не только для производства электрогитар, но и для производства акустик, в случае с которыми звуковой профиль древесины - основополагающий фактор звучания инструмента в целом. Ньятон обладает сбалансированным звучанием с ярко выраженной серединой, богатыми низами и кристально чистыми верхами.

Ньятон (Nyatoh) часто путают с нато (Nato) из-за очень похожих названий, однако это - совершенно разные породы дерева. Нато - собирательное название для древесины рода Mora, которая обладает характеристиками, мало схожими с ньятоном.   


S671ALB_BCM_1P_01_H.jpg

S671ALB-BCM с корпусом из ньятона

Окуме

Окуме - древесина вечнозеленого дерева Aucoumea klaineana, произрастающего в центральной Африке (Габон, Конго). Древесина окуме обладает оттенком, который может варьироваться от розовато-коричневого до светло-красного и со временем темнеть, а также ярко выраженной текстурой волокон сероватого цвета. Древесина окуме имеет низкую плотность, она считается достаточно мягкой и схожа по этой характеристике с липой. Гитары из окуме отличаются небольшим весом, что может стать важным аргументом при выборе инструмента, например, для живых выступлений.

Как и в случае с ньятоном, окуме широко используется в гитаростроении как для производства электрогитар, так и для производства акустических гитар. Окуме обладает ярким, динамичным звучанием с богатыми низкими частотами. 

PS120_BK_4L_02_H.jpg

PS120 с корпусом из окуме

Панга панга

Панга панга (Millettia stuhlmannii) - древесина, произрастающая в южных районах Танзании и восточных частях Зимбабве и Мозамбика. Панга панга обладает насыщенным тёмно-коричневым оттенком с чёрными прожилками. При обработке маслом панга панга может менять свой оттенок на практически угольно-чёрный. Панга панга - особенно прочная древесина, стойкая к деформации, царапинам и изменению текстуры из-за перепадов влажности. Она достаточно схожа как визуально, так и по своим физическим характеристикам с более известной древесиной венге, однако является более распространенной в природе породой, в то время как венге из-за резкого сокращения популяции в последние годы считается поставленной под угрозу исчезновения. 


BTB1835_NDL_1P_01_A.jpg


BTB1835 с накладкой из панга панга


Пау ферро

Как и в случае с махагони, палисандр часто может означать не только древесину рода Dalbergia, но и некоторые другие схожие породы, например - Machaerium scleroxylon, или более распространенное название - пау ферро. Визуально пау ферро может достаточно сильно напоминать палисандр, однако у пау ферро есть особенности, которые отличают его от палисандра. В первую очередь структура пау ферро - более плотная, если сравнивать с палисандром, благодаря чему пау ферро обладает более ярким звучанием и быстрой атакой. Что касается внешнего вида - цвет древесины пау ферро более светлый, тёмно-карамельного оттенка со светлыми прожилками. Как и палисандр, пау ферро является прочной древесиной, устойчивой к механическим воздействиям и воздействиям окружающей среды, что делает его отличным кандидатом в качестве древесины для накладки на гриф.  


Амарант

Амарант (Peltogyne) - распространенное в Южной Америке дерево  Древесина  амаранта - очень плотная и тяжёлая. По звучанию амарант схож с бубингой, однако обладает чуть менее резкими нотками. Древесина амаранта имеет необычный пурпурный цвет, который со временем переходит в тёмно-коричневый. Ibanez используют амарант в качестве накладки на гриф для различных моделей гитар, так как амарант является отличной альтернативой более традиционным породам дерева, а его численность сохраняется на высоком уровне. 



GRGR221PA_AQB_2Y_01_A (1).jpg


GRGR221PA с накладкой из амаранта


Ятоба

Ятоба (Hymenaea courbaril) - дерево, произрастающее в Центральной Америке и Вест-Индии. Из-за визуального сходства с древесиной вишни ятобу часто называют бразильской вишней, однако с точки зрения ботаники ничего общего между этими деревьями нет. Древесина ятобы обладает благородным бордово-коричневым оттенком с контрастными сероватыми прожилками. Ятоба - очень жесткая древесина, которая прекрасно выдерживает любые нагрузки и воздействия, как и в случае с пау ферро - это делает её отличным материалом для использования в качестве накладки. Благодаря своей жесткости ятоба звучит ярко и обладает хорошей атакой. Ятоба, как и другие породы древесины, позиционируется как альтернатива традиционному палисандру из-за её экологичности: несмотря на то, что палисандр был исключен из запрещенного списка конвенции по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры (CITES), популяция этой древесины значительно пострадала, и в целях её сохранения гитарные производители переключили своё внимание на схожие по характеристикам породы дерева. 


RG421HPAH_BWB_1P_01_A.jpg


RG421HPAH с накладкой из ятобы

К списку новостей Следующая новость
Комментарии

Комментариев нет. Станьте первым, кто оставит комментарий!

Написать комментарий
"Музыкальный Сервис-Центр" (Обслуживание и ремонт музыкальных инструментов, гитар, звукового, студийного, светового, Hi-FI и Hi-End оборудования)
Москва, ул. Гурьянова, 30
+7(499) 705-0606 info@7050606.com
ООО "Сервико" (Медиасервис) (ремонт звукового, светового и студийного оборудования)
г. Москва, Малый Казенный переулок, 8
+7 (495) 917-73-03
АСЦ "Ремикс"
Барнаул, пр-т. Комсомольский, д. 111
(3852) 24-06-03 (3852) 24-03-35 remiks@alt.ru
ОАО "ВТТЦ Орбита-сервис"
Воронеж, ул. Донбасская, 1
(473)2355830 orbita@intercon.ru
ООО "Сервис"
Екатеринбург, ул.Артинская, 16
(343) 216-96-32 msc.ekb@mail.ru
ИП Семакин
г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д.88, оф.8
8 987 404-66-69 muzservicekzn@yandex.ru
ООО "Сервисный центр Мастеръ"
г. Кемерово, пр. Ленина, 82
657-903 scmaster42@mail.ru
"А-сервис"
г. Краснодар, ул. Калинина, 83
8(861) 220-3544, 8(988) 389-6858 a23-service@yandex.ru
Сервисный центр "Panasonic"
Красноярск, ул.А.Гладкова, д.4
+7 391 233 14 50 service@ekta.ru
"Центр сотовой связи"
Нижний Новгород, пл.Горького, 6
+7 (831) 220-1111 service@ccc.nnov.ru
"Мастер-Сервис"
Новосибирск, ул. Кошурникова, 8
(383) 381-70-17, +7-913-909-6111 artmaster-nsk@mail.ru
АСЦ "Евросервис"
Пермь, ул. Крисанова, 29 ул.А.Барбюса, 60
8 (342) 2-363-033, 8 (342) 2-383-380, 8 (342) 2-361-394 servisperm@mail.ru
"НетЗвука"
Санкт-Петербург, Цимлянская ул., 6
(812) 938-44-45, 938-44-46 info@netzvuka.ru
АСЦ "Омега-Сервис"
Самара, ул. Тухачевского, д. 90, оф.1
(846) 247-70-80, 247-71-33
ИП Веретельников В.Ю.
Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького 11
+7 978 899 89 55 veretelnikov@mail.ru
СЦ Диапазон
Тольятти, ул. 70 лет Октября, д.54А
+7(8482)62-04-02
ООО «ПРОремонт Уфа»
г. Уфа, проспект Салавата Юлаева, 59
(347) 228-17-10, 228-67-10, 228-17-01